Влияние сквернословия на физическое здоровье и духовную культуру подрастающего поколения


Введение

                                  «Сколько остроумия, злости и душевной нечистоты потрачено, чтобы придумать эти гадкие слова и фразы, имеющие целью оскорбить и осквернить человека во всем, что ему свято, дорого и любо»

А. П. Чехов

Есть  в нашей жизни  темы,  которые  традиционно  остаются  за гранью нашего общего внимания, – темы, что называется, не для обсуждения, не для разговора. Одна из таких замалчиваемых тем  – сквернословие. В  последнее  время к нему   так привыкли, что многие его не замечают и удивляются,  что  слова  эти  все  еще являются нецензурными. Едешь в общественном транспорте, и человек рядом матерится, разговаривая по телефону, и даже не замечает, что рядом стоят дети. Что произошло с нами? Почему грани  между  добром  и  злом,  истиной  и ложью  настолько  стерлись  в  нашем  обществе, а  грязное слово настолько  въелось  в  сознание  обывателя,  что  он почти  не  может  понять,  почему  ругаться  нельзя,  а особенно – в присутствии детей? Как результат – распространяющееся  сквернословие среди детей усиливает  и умножает  их  непочтение  к  родителям,  зависимости  от  компьютерных  игр,  курения, потребления спиртного и наркотиков.

По информации Фонда «Общественное Мнение» сегодня около 71% жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей речи.  При этом 64%  считают, что употребление мата в речи недопустимо ни при каких обстоятельствах. Как же так, получается, ругаться не хотим, но с языка все-таки срывается?  По проведенному нами опросу, лишь 28% обучающихся и их родителей имеют начальные представления о негативных последствиях влияния сквернословия на физическое здоровье и духовную культуру человека, поэтому, считаем, что тема нашей исследовательской работы очень актуальна.

Цель работы – изучить влияние слов на физическое здоровье и духовную культуру людей, показать учащимся, в чем заключается вредность сквернословия для организма, убедить их отказаться от сквернословия.

Задачами  исследования было выяснить следующие вопросы:

  1. Ознакомиться с историей возникновения сквернословия.
  2. Проанализировать литературу о влиянии слов на физическое  здоровье и духовную культуру  человека.
  3. Проанализировать результаты опроса участников образовательного процесса  в нашей школе.
  4. Провести опыт.
  5. Составить план мероприятий, направленных на снятие негативных установок и побуждающих учащихся отказаться от сквернословия.
  6.  Проверить целесообразность и успешность проведения тех или иных мероприятий.

Объект исследования: сквернословие.

Предмет исследования: влияние сквернословия.

Гипотеза: сквернословие оказывает негативное влияние на физическое здоровье и  духовную культуру обучающихся;  при грамотно продуманной системе профилактики, возможно, достигнуть изменений в сторону  улучшения физического  и духовного здоровья  детей и подростков.

Методы: изучение литературы по данной теме; проведение дистанционных социологических опросов; наблюдение, постановка опыта; анализ диагностических данных, формулирование выводов.

Новизна исследования: использование современных дистанционных технологий, позволило вовлечь в процесс исследования большое количество участников, что способствовало получению наиболее объективных результатов. Вызвало живую дискуссию по данной теме, что доказывает  ее актуальность.

1. История возникновения сквернословия

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа». Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна» (приложение №1).Существуют три основные лингвинистические версии привнесения матерной брани  в русский язык, основанные на исследованиях, проведенных в разное время различными историками и лингвистами (В. Ю. Михайлин, В. Д. Назаров).

Сквернословие – наследие татаро-монгольского ига. Это мнение широко распространено в народе. Но как отмечал итальянский путешественник Плано Карпини, посетивший Центральную Азию в XIII веке: «У кочевников не было обычая сквернословить».  Он писал, что у них бранные слова вообще отсутствуют в словаре. Русские летописные источники, написанные до татаро-монгольского нашествия, свидетельствуют о том, что мат был распространен на Руси задолго до ордынского ига. Прямым доказательством  являются берестяные грамоты XII века, найденные в Новгороде и Старой Руссе.  Обсценная лексика обнаружена в 4-х грамотах. В Грамоте из Новгорода № 330 (XIIIв.) автор использовал эффект непристойности, помноженный на эффект абсурда. В  Грамоте из Старой Руссы №  Ст. Р.35 (XIIв.)  в конце записки от Радослава к Хотеславу есть  замысловатые ругательства. В Грамоте № 95 обсценная фраза в левом нижнем углу. В Грамоте из Новгорода № 955 (XIIв.), в письме от свахи к Марене — знатной даме древнего Новгорода, найденной в 2005 году, в тексте встречается  обсценная лексика, используемая также в народных «срамных» частушках, исполняемых во время свадьбы. В  устах свахи это не брань по адресу Марены, а пожелание, чтобы ее свадьба состоялась. Таким образом, можно сделать вывод, что данная версия ошибочна.

Сквернословие неотъемлемая часть оккультных и языческих обрядов, существующих в разных языках у разных народностей. По версии В. Ю. Михайлина, доктора философских наук, кандидата филологических наук  –  русский мат идентичен индоевропейским словесным формулам заклинаниям, используемых в древних тайных, мужских союзах. Члены военных мужских обществ, молодые воины, проходили инициацию, в момент которой в юношу вселялся звериный дух, вызываемый силой магических заклинаний – матерным языком. Посвящение молодежи в воинов заключалось в усвоении юношами типичных волчьих черт, волчьего поведения, волчьего языка, матерного языка.

Филолог Алексей Плуцер-Сарно полагает, что сквернословие  восходит к славянским заговорам. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Русские матерные слова когда-то имели по 2 значения, впоследствии вытеснив одно из значений или слившись воедино и превратив значение слова в негативное.  До 18 века те слова, которые мы сейчас относим к матерным и ругательным, таковыми не являлись. Слова, ставшие неприличными, обозначали ранее или какие-то физиологические особенности (или части) человеческого тела, или вообще были обыкновенными словами.

С принятием Христианства  сквернословие на Руси  считается грехом. Об отношении к сквернословию в разные исторические периоды  развития Российского  государства в  приложении №2.

2. Влияние сквернословия на физическое здоровье и духовную культуру человека

Сегодня изучение  механизма физиологических  изменений организма под действием слова остается пока в области гипотез, но само изменение для многих ученых и психологов очевидно. Мнение психолога Александра Карасева, из Государственного университета гуманитарных исследований: «Не могу опровергнуть или подтвердить вывод исследователей о том, что грубость приводит к мутации ДНК. На таком глубоком уровне вопрос нужно еще изучать. Но в том, что мат, обидные замечания глубоко ранят человека, думаю, никто не сомневается: начинает сильнее колотиться сердце, кровь приливает к лицу, настроение портится. В конце концов, обида приводит к стрессам, стресс – к нервным расстройствам, а последние – к экземам, язве желудка, вплоть до инфаркта и инсульта. А длительный стресс приводит к психическим расстройствам, к снижению иммунитета – тут уже рукой подать до изменений на генетическом уровне…»

В институте проблем управления РАН кандидат биологических наук Петр Петрович Горяев (автор новой науки «волновая генетика») и кандидат технических наук Георгий Георгиевич Тертышный изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания, влияющие  на молекулы ДНК. Ученые обнаружили, что когда человек ругается, то его хромосомы корежатся и гнутся, гены меняются местами, бранные слова вызывают мутации, аналогичные воздействию радиации.  В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы.

Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникает болезнь –  «копролалия» – синдром Жиля де ля Туретта (приложение №3). С 1885 по 1965 годы в мире было зарегистрировано лишь 50 случаев синдрома Жиля де ля Туретта, к 1970 году – около 200, а к началу третьего тысячелетия число одержимых «синдромом сквернословия» в 30 раз выше, чем раньше.

Язык не просто отражает систему ценностей человека и общества, но и мощно воздействует на эту систему, подчиняет ее себе, определяет само мировоззрение человека, его поведение. В результате изменяются характер народа в целом, общественное сознание, ход исторических событий. Сегодня учёные медики пришли к выводу, что причины многих  болезней находятся в духовной сфере. Прежде чем заболит какой – либо орган, нарушит свою работу система, или функция организма,  обязательно появляются предпосылки в духовной сфере – в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях человека. Бездуховность, безнравственность – одни из основных причин как психической, так и физиологической патологии. Состояние здоровья русского народа сегодня  можно определить как крайне неудовлетворительное, характерное для отсталых государств (приложение №4).

3. Экспериментальная часть

Исследование проводилось  в МБОУ СОШ №6 г. Балтийска. В исследовании принимало участие более 140  участников образовательного процесса, представители общественности.

Чтобы выяснить влияние слов на физическое здоровье и  духовную культуру людей, показать учащимся, в чем заключается вредность сквернословия для организма, мы провели следующие исследования:

1. Дистанционный социологический опрос «Невинная привычка или?..»

Цель: выявить уровень осведомленности и интереса респондентов по заявленной проблеме, причины сквернословия.

Ход работы:

1.Составить анкету посредством сервиса Google drive

2. Разместить ее на сайте balt-music.ru по адресу http://balt-music.ru/scver/

3. Посредством динамических таблиц проанализировать результаты и сделать выводы.

Полученные результаты:

Знаете ли Вы, что такое сквернословие?

Интересовала ли Вас когда-нибудь данная тема?

Знаете ли Вы о влиянии сквернословия на физическое здоровье и духовную культуру человека?

Из каких источников чаще всего Вы получаете информацию с использованием сквернословия?

Как часто Вы сами становитесь таким источником?

Если такая ситуация возникает, скажите, с какой целью Вы это делаете?

Какие чувства Вы испытываете используя в своей речи нецензурные выражения?

Какие чувства Вы испытываете если слышите как другие сквернословят?

Что происходит с Вами, если сквернословие направленно в Вашу сторону?

Вы считаете, что использование сквернословия обогащает нашу речь и духовную культуру?

Как Вы считаете, сквернословие действительно проблема для нашего общества?
Вывод:  Анализ результатов опроса показал, что 74%  респондентов используют в своей повседневной речи ненормативную лексику. Всего 28% учащихся и их родителей  имеют начальные представления о негативных последствиях влияния сквернословия на здоровье.

63% респондентов заявило как источник сквернословия – СМИ и Интернет, а так же общение с друзьями, в семье, прослушивание современных песен.  Мы выявили следующие причины для сквернословия:  в некоторых случаях – это защита, возможность шокировать взрослых, чтобы вывести их из себя и подтвердить собственную  независимость от них; эмоциональная разрядка, самоутверждение, так же раздражение и  гнев.   Для некоторых  «гнилые» слова просто  часть обыденной речи: ими порой перекидываются так, для связки слов.

Широкое распространение словесной брани, у многих вызывает чувство стыда, 45%  вообще не испытывают никаких эмоций, если слышат сквернословие, что характеризуется низким уровнем духовной культуры. 36 % родителей  считают использование нецензурных выражений необходимостью и нормальным явлением, обогащающим нашу речь и культуру!  56% респондентов не считают сквернословие  проблемой для современного общества.

2.  Тестирование «Телевидение в моей жизни»

Цель: изучить  влияние  телепродукции на физическое здоровье и духовную культуру учащихся.

Ход работы:

1. Составить анкету посредством сервиса Google drive.

2. Разместить ее на сайте balt-music.ru по адресу http://balt-music.ru/scver/

3. Посредством динамических таблиц проанализировать результаты и сделать вывод

Полученные результаты:

Чам Вы любите заниматься в свободное время?

Сколько времени в будний день Вы проводите у телевизора?


Мы проанализировали выборы респондентов  и составили рейтинг самых “матерных” из  указанных ими  каналов: на 1 месте – канал ТНТ. Обилием сквернословия  канал обязан прежде всего обитателям “Дома-2″. Правда, его “закрывают” специальным  звуком. Не стесняются в выражениях  в Comedy Club и сериале «Универ».

2 место разделили каналы НТВ и СТС. Мат в эфир чаще всего проскакивает случайно. Иногда эти стихийные выбросы даже “запикивать” не успевают. Так, ведущий “Чрезвычайного происшествия” после окончания программы грязно выругался прямо в камеру – думал, что его уже отключили. А писатель Виктор Ерофеев в ток-шоу на НТВ прочел матерный отрывок из своей книги. Остановить его не пытались.

Мы провели исследование количества  скверных слов произносимых в разных телепрограммах в течение 2-х часов. На канале ТНТ – 25 слов, СТС – 15 слов, НТВ – 18 слов. На  МУЗ – ТВ можно услышать  от 10 до 15 непристойных слов и выражений.

Что Вы чувствуете после долгого просмотра телепрограмм?

Станете ли Вы смотреть программу, если обозначено, что она не для Вашего возраста?

Выводы: современное телевидение может  негативно влиять  на физическое здоровье – излучение от экрана, имеет кумулятивный (накопительный) эффект и при неумеренных дозах сидения у телевизора, оказывает негативное воздействие на иммунную систему;  мелькание яркостных и цветовых пятен оказывают вредное влияние на зрительный аппарат;  48% детей испытывают ухудшение своего физического состояния (боль, жжение  в глазах, усталость). Находясь, продолжительное время в неестественной неподвижности, ребенок приходит в состояние повышенного двигательного возбуждения, что связано с долговременным покоем у экрана. Современная телепродукция не использует своих возможностей в воспитании духовной культуры подрастающего поколения и,  давая пищу отрицательным моделям социального поведения  стимулирует агрессивное поведение (10%), искусственно обостряет нездоровый интерес, способствует перенятию «взрослой» (иногда вульгарной и жестокой) речи. Пассивность восприятия  освобождает от необходимости проявлять хоть какую-нибудь умственную активность, ограничивает критическое мышление, не отражает, а создает реальность, лишая человека нравственных ориентиров. 58% отметили, что не зависимо, от указанных возрастных ограничений, все равно будут смотреть заинтересовавшую их передачу или фильм. Лишь 10% учащихся предпочтут просмотру телепередач чтение книг, что говорит о критическом состоянии духовной культуры подрастающего поколения.

Далее, по результатам нашего соцопроса 38% считают одним из источников сквернословия музыку, поэтому мы решили выяснить, как музыка влияет на здоровье.

3.  Опыт  «Влияние слов  на состояние водной среды»

Цель: выявить влияние слов на  состояние водной среды.

Ход работы:

1. Взять две пробирки с водой и воздействовать на них  вокальной музыкой:

а) песни группы “Guns N’ Rоsеs” и «Лесоповал» с грубыми, агрессивными  выражениями;

б) духовная музыка в исполнении камерного хора «Salutaris» из Беларуси.

2. Заморозить  и рассмотреть  воду под микроскопом.

Вывод: кристаллы в пробирке, «слушающей» «грубые» песни, были нечеткими, структура их рисунка  напоминала «хаос», «груду уродливых ледяных осколков». Сквернословие не способно породить гармоничную красоту. Кристаллы во второй пробирке были четкими и  удивляли своей красотой. Следовательно, духовная музыка благотворно влияет на  состояние водной среды. Учитывая, что наш организм состоит приблизительно на 80% из воды, то вокальная музыка может иметь на него  воздействие, как положительное, так и отрицательное.

4. Влияние вокальной  классической музыки и  современной песни на физическое и духовное здоровье

Цель: изучить  и описать свое физическое и духовное состояние после прослушивания фрагментов  вокальной  классической музыки и современной песни, содержащей грубые выражения.

Вывод: при прослушивании классической вокальной  музыки («Ave Maria»  Ф.  Шуберта) 86% отмечало: повышение тонуса организма и оптимистическое, возвышенное  мироощущение,  улучшение настроения, появления  желания сделать что – то доброе, хорошее для всех. Последствия слушания современной  песни («The Wretched» из репертуара группы Nine Inch Nails) характеризовались снижением  письменной продуктивности, торможением ассоциативной деятельности:   одни  слушатели испытывали чувство тревоги, одиночества, безнадежности, страха. Другие безудержное веселье, сверхвесёлое настроение и  агрессивность: «желание ударить, кричать на кого – нибудь, крушить». Следовательно,  вокальная музыка может оказывать как положительное, так и деструктивное воздействие на человека.  Агрессивная,  грубая, страдающая отсутствием мысли, музыка губительна не только для физиологического состояния организма (способствует  утрате способности к сосредоточению, ослабляет контроль над умственной деятельностью и волей), но и  вызывает изменение духовного состояния, способствует возникновению необузданных порывов к преступлениям и  насилию, пошлости  и  разрушению, что говорит о негативном влиянии  на формирование   духовной культуры подрастающего поколения.

Опираясь на результаты проведенного  исследования, мы определи основные, на наш взгляд, направления  по  профилактике и искоренению  сквернословия.

Направления

Выступили инициаторами, разработчиками  и активными участниками мероприятий, направленных на снятие негативных установок и побуждающих учащихся отказаться от сквернословия (приложение №5).

Выводы: в результате совместного, сетевого взаимодействия  учителей, учащихся и их родителей, жителей микрорайона,  наметилась положительная динамика в мотивации на изменения   в межличностном  общении всех участников образовательного процесса. Наблюдается повышение  их общей  и, в частности, коммуникативной  культуры. Через деятельное вовлечение значительного числа участников,- пробуждение  в них интереса к теме сквернословия и, как следствие – приобщение к духовной культуре и чистоте нравственного поведения. Все больше родителей становятся участниками различных школьных культурных мероприятий и праздников нравственной направленности.

Заключение

Человек преступает границу добра и зла чаще всего через слово — через неправильное, неподобающее, противоестественное его  употребление. Работая по теме исследования, мы изучили влияние сквернословия  на физическое здоровье и духовную культуру  подрастающего поколения  и  пришли к выводу, что сквернословие  действительно оказывает негативное влияние как  на физическое здоровье, так  и  на духовную культуру людей. В результате проведенной нами работы по искоренению сквернословия среди участников образовательного процесса в нашей школе, наша гипотеза подтвердилась  –    при грамотно продуманной системе профилактики, возможно, достигнуть изменений в сторону  улучшения физического  и духовного здоровья  детей и подростков, о чем свидетельствуют  результаты проведенных мероприятий (приложение №5).

Данный материал можно использовать на уроках  по русскому языку и литературе, русской художественной культуре, музыке и др., классных часах о здоровом образе жизни, родительских собраниях, коллективных творческих делах.

Важнейшее из человеческих усилий — стремление к нравственности это длительный процесс. На протяжении всей жизни человека может наблюдаться как повышение уровня самоактуализации,  так и деградация личности, может происходить перестановка приоритетов. Поэтому изменения нравственных показателей непросто измерить. Мы  апробировали ряд соответствующих методик, указанных выше, и планируем продолжить эту работу.

В конечном результате,  мы предполагаем, что создание эффективного механизма сетевого взаимодействия учителей, детей и их родителей, представителей общественности,  будет способствовать построению ценностного базиса всех участников образовательного процесса.

Сегодня,  неизмеримо усиливается, увеличивается ответственность всех нас, тех, кто  любит свой родной язык и охраняет  чистоту русского слова. «Надо вдумываться в речь, в слова», — говорил Чехов. «Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке», — убеждал Алексей Максимович Горький. Для повышения речевой грамотности необходимо больше читать. Давно и мудро сказано: «Можно научиться  хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал». Так давайте же все вместе сделаем так, чтобы наши слова несли  в мир только радость, свет, добро и любовь!

Литература

1)      Эмото Масару.  Послания воды: Тайные коды кристаллов льда / Перев. с англ. -М.: ООО Издательский дом «София», 2005.

2)      Андросова Ю. Вирус сквернословия // Школьный психолог. – 2008 – № 20.

3)      Виноградов С. Сквернословие. // Наука и жизнь — 1993 – № 4.

4)      Кравцова М. Плохие слова // Школьный психолог. – 2004 – № 15.

5)      http://www.vitamarg.com/article/vliynie/404-vliynie-mata-na-cheloveka

6)      http://www.zdorovuchka.ru/psihologiya-zdorovya/borba-so-stressom/85-vliyanie-slova-na-zdorovie.html

7)      http://festival.1september.ru/articles/579264/

Написать


Submit your review
* Required Field

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>