Занятия для учащихся 6 класса по профилактике суицидальных намерений



Занятие №1

Цель занятия:

Содействие формированию эмпатии сверстникам в трудных жизненных ситуациях, содействие формированию у учащихся толерантности к сложным жизненным ситуациям через сохранение позитивных жизненных установок*.

Ход занятия:

Ведущий: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о такой серьезной теме, как переживание жизненных трудностей. Они встречаются в жизни каждого из нас, и, конечно, нет на свете людей, которые не переживали бы временных неудач. Но для начала давайте с вами познакомимся. Для этого мы выполним такое задание:

Упражнение «Комплимент» (5 минут).

Ведущий (держит в руках маленький мяч): «Сейчас мы будем передавать этот мячик, и говорить соседу комплимент. Знаете ли вы, что такое комплимент?» (учащиеся предлагают свои варианты) «Вы правы, комплимент – это приятное сообщение о каких-либо ваших достоинствах (чертах характера, умениях, особенностях одежды, внешности и т.д.). Задание такое: передаем мячик соседу, при этом отмечаем в нем какое-либо положительное качество – делаем комплимент. Получающий комплимент должен поблагодарить и, в свою очередь, обращаясь к следующему участнику сказать ему тоже что-то хорошее, какие достоинства он мог бы отметить».

Ведущий: «Молодцы! Итак, ребята, как мы уже отметили ранее, сегодня мы обсуждаем такую тему, как переживание жизненных неудач. Какие же неудачи (трудности) могут быть в жизни подростка?» (учащиеся предлагают свои варианты).

Ведущий: «Молодцы, спасибо! Действительно, в жизни подростка иногда случаются различные неприятности, которые окружающим взрослым (и даже иногда сверстникам) могут показаться несущественными и незначительными. Но это вовсе не означает, что случившееся на самом деле пустяк, так как ситуация каждого человека неповторима, как и он сам: у нас нет одинаковых родителей, друзей, опыта, каждый переживает неудачи по-разному и степень этих переживаний тоже будет различна. Поэтому каждый человек, переживающий неприятности (даже если нам они кажутся несерьезными) заслуживает внимания и сочувствия. Ребята, что такое «сочувствие»? (учащиеся предлагают свои варианты) Послушайте, как звучит это слово – «со-чувствие», то есть переживание чувств другого вместе с ним. Когда кто-то готов разделить переживание наших чувств, это вызывает признательность и благодарность».

Ведущий: «Давайте теперь вместе подумаем, что чувствует человек, который испытывает неприятности, переживает неудачу, а иногда и большое горе?» (учащиеся предлагают свои варианты, в ответах звучат такие слова, как «обида», «одиночество», «отчаяние», «беспомощность», «злость» и т.д.).

Ведущий: «Здесь прозвучали слова «одиночество», «беспомощность», поэтому, конечно, человек испытывающий неприятности хочет, чтобы кто-то оказался рядом и поддержал его. Но мы не всегда можем понять, что другому человеку плохо, ведь есть среди нас те, кто не высказывается открыто о своих неприятностях или считает, что жалобы на жизнь – это признак слабости. Давайте вместе подумаем, что нам может указывать на то, что человек, находящийся рядом испытывает серьезные трудности?» (учащиеся называют свои варианты, ведущий записывает их на доске) Это будут вербальные высказывания («все надоело», «все плохо», «не могу больше» и т.д.), внешние признаки (может быть неряшливость в одежде, изобилие черного цвета), а также эмоциональные изменения (отсутствие интереса к ранее любимым занятиям, скука, постоянно подавленное настроение).

Ведущий: «Спасибо! Итак, мы видим, что, кроме открытых высказываний, свидетельством эмоционального дискомфорта могут быть внешние признаки, а также изменения в поведении, когда человек не хочет ни с кем общаться, становится раздражительным, унылым и грустным. Что же можно сделать для такого человека?» (варианты ответов учащихся – постараться утешить, посочувствовать, предложить помощь и т.д.).

Ведущий: «Совершенно верно! А теперь давайте с вами подумаем, как лучше поговорить с человеком, который чем-то сильно расстроен: что лучше сказать, каким тоном, чего говорить не стоит, так как этим состояния не улучшишь. Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в упражнении, которое называется «Успокой Бирбала».

Упражнение «Успокой Бирбала» (25 минут).

Ведущий: «Древняя индийская легенда рассказывает о Бирбале, нерадивом советнике царя Акбара, который однажды опоздал к царю на целых три часа – проспал. Чтобы оправдаться перед царем, Бирбал сказал, что никак не мог успокоить ребенка. Акбар не поверил, что ребенка нельзя было успокоить быстрее. Тогда Бирбал предложил царю выступить в роли утешителя, а сам заплакал, изображая неутешное горе. Через час бесплодных попыток Акбар сдался и простил советника.

Для этого упражнения нам необходимо выбрать Бирбала, которого по очереди будут пытаться утешить остальные участники. Еще нам понадобятся двое наблюдателей, которые будут внимательно следить за происходящим, а потом должны будут высказать свои мнения о том, кто из «утешителей» был наиболее эффективен и почему. Задачей остальных участников будет использование различных способов, которые, по их мнению, были бы эффективны в ситуациях оказания помощи человеку, испытывающему негативные чувства».

Анализ упражнения: ведущий вместе с участниками организует обсуждение, какие способы были наиболее удачны и почему. Вопросы для анализа:

  • Какие слова и высказывания были уместны, почему?
  • Какие фразы усиливали неприятные переживания, почему?
  • Что бы хотел услышать сам Бирбал от «утешителей»?

После окончания упражнения ведущий подводит его краткий итог, акцентируя внимание на том, как лучше разговаривать с человеком, испытывающим неприятности.

Ведущий: «Спасибо, вы молодцы! Итак, мы увидели, что может помочь нам пережить неприятности – это внимание окружающих, их неравнодушие и забота. Но есть еще один важный момент в переживании неудач, и он зависит только от нас – это личное отношение к случившейся ситуации: кто-то из нас, сильно расстраивается и считает, что ничего нельзя сделать, а кто-то начинает искать выход, решение проблемы. Вспомните старинную притчу о двух лягушках, упавших в кувшин с молоком…(ведущий рассказывает притчу). Что различного было в этих персонажах?» (ответы учащихся). «Совершенно правильно, восприятие негативной ситуации. Позиции были разные – активная («все равно не сдамся!») и пассивная («что бы я не сделал – все равно ничего не получится…»). Давайте вместе попробуем поучиться позитивно мыслить даже в трудной ситуации, а поможет нам в этом следующее упражнение:

Упражнение «Неприятность эту мы переживем…» (10 минут)

Выбирается какая-то неприятная ситуация, которая случается, как правило, внезапно. Например, разбилась ваза, пропали ключи, вы заболели накануне важного мероприятия, получили плохую оценку. Обычно в такой ситуации мы сильно расстраиваемся, теряем контроль над собой, что может привести к состоянию, когда «опускаются руки» Но можно реагировать на внезапные неприятности по-другому, используя словесные позитивные формулы. Например: «Отлично, посмотрим, что можно сделать…», или «Подумаешь, важность какая…», или «Вот так фокус…». Участники сами придумывают варианты реакций. Конечно, эти формулировки звучат с интонацией досады, иронично, даже раздраженно, но здесь включается цепочка зависимости: слово-действие-состояние, перенастраивающая с переживания на поиск выхода.

Ведущий: «Спасибо, ребята! Сегодня на занятии мы с вами начали разговор о переживании жизненных трудностей. Нет людей, которые не испытывают жизненных неудач, это не зависит от пола, возраста, от уровня образования, благосостояния и т.д. Главное – научиться переживать это время, а помочь нам в этом могут окружающие – одноклассники, педагоги, наши близкие. Сегодня мы пробовали утешить Бирбала, увидели, какие способы были наиболее эффективны, что можно говорить человеку, оказавшемуся в трудной ситуации, чего говорить не стоит; но независимо от того, какие слова вы подбираете – остаться неравнодушным к человеку, посочувствовать ему, заметить его грусть – это первый шаг к изменению его состояния. В конце сегодняшней встречи я хочу предложить вам домашнее задание: мы завершили наше занятие упражнением на позитивное мышление – постарайтесь теперь сами при возникновении неприятной ситуации (если она случится) сформулировать позитивные словесные формулы. В начале следующего занятия мы поделимся своими достижениями друг с другом.